- Сидит недолго: наклоняется вперед, опираясь на руки и снова выпрямляется.
- При поддержке в вертикальном положении разгибает и сгибает колени, кратковременно опирается на ножки.
- В положении на животе может удерживать вес на одной руке, а второй тянуться за предметом.
- Опираясь на согнутые колени, может приподнять таз и покачиваться вперед-назад.
Ребенок готовится к самостоятельному сидению, ползанию и вставанию. Для этого ему необходимо научиться опираться на ножки, отрывать таз от опоры и подтягивать к нему ножки.
"Сидеть" и "садиться" - это разные слова, а тем более разные действия. Ребенок в 6-7 месяцев уже может сидеть самостоятельно. Некоторые дети пробуют ползти, некоторые пытаются вставать. Но садиться ребенок может из двух положений - если он полз, остановился и сел или если он встал, держася за перила, постоял, устал и сел. Переход из лежачего положения в сидячее - занятие более сложное, требует навыка. Присаживание за обе руки помогает накачивать брюшной пресс, но не создает правильного физиологического образца поведения.
Что можно сделать, чтобы помочь малышу
1. В положении на животе показывайте малышу интересные предметы то с левой, то с правой стороны. Цель - малыш должен поднять одну руку и перенести вес на другую.
2. В положении лежа на спине показывайте малышу интересные игрушки так, чтобы их можно было взять, оторвав туловище и голову от опоры.
3. Повторяйте упражнение для 4-х месячного возраста, в котором ребенку предлагается дотянуться до игрушки, расположенной слева от него, правой рукой, и наоборот. Когда малыш, пытаясь добраться до заинтересовавшего его предмета, полностью оторвет туловище от опоры и плечи выйдут на один уровень, помогите ребенку согнуть, а затем разогнуть "нижнюю" руку, поддерживая его за локоть.
Тонкая моторика
- Захватывает предметы всей ладонью, с противопоставлением большого пальца.
- К мелким предметам тянется всей рукой и успешно до них дотрагивается.
- Перекладывает предметы из руки в руку, при этом руки не сцепляются.
- Удерживает один предмет, если видит другой.
Что можно сделать, чтобы помочь малышу
1. Никакие предметы не доставят такого удовольствия, как ковыряние руками в тарелке. Попробуйте запастись терпением и дайте малышу потрогать кашу, размазать ее, потом облизать руки. Каша здорово "чавкает", когда ее сжимаешь в тарелке, а потом в руке. Подолжайте давать малышу ложку во время еды. Пусть он стучит ею по столу, пока вы его кормите.
2. Если подобное обращение с продуктами для вас недопустимо, капните на стол немного воды. Пусть малыш размазывает ее в любых направленияхю Обратите внимание на его эмоции и на движения пальцев. Чем он рисует? Всей рукой или выделяет какие-то пальцы? Ни в коем случае не мешайте ему творить!
Адаптивное поведение
- Тянется и схватывает интересующие предметы одной рукой.
- Трясет погремушкой с определенной целью, а не случайно.
- Звенит колокольчиком, наслаждается звуком; не роняет колокольчик.
- Держит один кубик, хватает другой; держит два кубика одновременно дольше, чем раньше.
- Перекладывает предметы из руки в руку, при этом руки не сцепляются.
Что можно сделать, чтобы помочь малышу
1. Усложните игру в прятки. Прячьте себя под несколькими слоями пеленок. Меняйте фактуру тканей, пусть ребенок пальцами ощутит разницу между ними.
2. Спрячьте маленькую погремушку под чашечку, сверху накройте тряпочкой. Если ребенок справляется с двумя укрытиями, увеличьте их количество, разнообразив состав. Эта игра может стать любимым развлечением для вас и вашего малыша. Помимо познавательных целей, она служит развитию навыков тонкой моторики.
- Всячески старается привлечь к себе внимание: покашливает, кряхтит, взвизгивает, пускает пузыри.
- Можно расширить рацион! Если раньше вы предлагали ребенку печенье, то теперь он хорошо берет твердую пищу.
- Тянется к зеркалу, похлопывает свое отражение.
- Если предложить малышу кольцо, подвешенное на шнурке, то он попытается схватить шнурок. Он суетится. Если не получается схватить, прекращает попытки.
Что можно сделать, чтобы помочь малышу
1. Не отказывайте малышу в общении. Если вы не можете выделить на это время или не знаете, чем его заполнить, носите ребенка с собой во время домашней работы и комментируйте свои действия.
2. Рассматривайте вместе семейные фотографии. Спрашивайте у малыша: "Где мама? Где папа?" Показывайте малышу ответ: "А вот мама!"